В конце ноября 1990 года, отслужив срочную службу и честно выполнив свой гражданский долг перед советской Родиной в рядах вооруженных сил, я вернулся домой. За два года страна изменилась до неузнаваемости. Нет, конечно, служба в армии – это не полёт в космос, не путешествие в далёкие дали и не существование в другом измерении. Но одно дело, когда ты наблюдаешь за происходящими событиями из-за забора, периодически выходя в увольнение, а другое, сняв форму, полностью погрузится в них.
Как-то уж сильно советский союз перестал походить на ту могущественную сверхдержаву торжества советской идеологии, ведомую мудрой коммунистической партией в светлое будущее, превратившись в огромную территорию третьего мира, где идеалы общества бессеребряного равенства и братства сменились растерянностью, беззащитностью, беспомощностью одних и непреодолимой страстью к приобретению с накоплением материальных благ в новых условиях социалистической реальности другими. СССР стал страной контрастов, во всей красе так остроумно на все голоса высмеиваемой пропагандистами предыдущих десятилетий. На фоне мизерных зарплат и упадка в секторе государственной экономики, бушевал рост ультрамахрового частного предпринимательства, вымогательств госчиновников и … рэкет.

В таких реалиях выбор был не велик – либо окунутся с головой в кооперативное движение, либо податься в рэкет, либо репатриация на историческую Родину. Так как Отец ещё продолжал службу в армии, о последнем не могло быть и речи, а два первых варианта меня не совсем устраивали, точнее одно не устраивало вовсе по моральным соображениям. Но прежде всего, необходимо было получить высшее образование.

Родители, буквально год назад вернувшиеся из загран командировки имели достаточно ресурсов, чтобы дать мне возможность беззаботно провести время до следующих вступительных экзаменов, но сидеть на шее у них мне совсем не хотелось. Я их очень любил и это было определяющим фактором. Мне всегда искренне хотелось, чтобы они гордились мной. Итак, из всех вышеперечисленных вариантов, мне оставалось только искать работу в государственном секторе. Но куда пойти работать? На завод? Ну, уж нет. До армии у меня был такой опыт на судостроительной верфи ФПО «МОРЕ» имени XXVI съезда КПСС. Попробовали с другом поработать на частном СТО, опять же оказался не тот фасон. Безусловно, меня могли пристроить куда-нибудь в теплое местечко, но опять же хотелось добиться чего-то самому, своими силами.

Мамин отчим – Николай Михайлович Панфилов, мой самый любимый дед, почти всю жизнь проработал в нефтеразведке, бурил на Кавказе, Кубани, Крыму, Ненецком автономном округе на берегу Баренцева моря, был начальником буровой, пользовался заслуженным уважением среди нефтяников.

– А что? Надо попробовать.

– Вот и пробуй. – усмехнулся дядька. – Там посмотрим, чего ты стоишь.

На следующий день, прихватив документы я отправился устраиваться на работу. Возле входа в контору было многолюдно. Не понимая, что происходит, стал протискиваться сквозь толпу буровиков и наткнулся на своего армейского друга Серёгу.

– О! Привет! А ты чего тут? – Серёга протянул свою огромную кисть для рукопожатия.

– А ты чего?

– Я тут работаю. Ну, в смысле не тут, не в конторе, а на буровой. – Серёга мотнул головой куда-то в сторону.

– Ух, ты! И я тут, в смысле на буровой тоже буду работать. – безапелляционно заявил я.

– Ага. – усмехнулся Серёга. – Откуда такая уверенность?

– Пока не знаю, но буду, если вакантное место найдётся.

– Что-то ты не сильно уверен. Но мы сейчас это попробуем исправить. Иди за мной, у меня тут тётка в отделе кадров начальником работает.

Серёга потащил меня за собой куда-то по коридору. Возле двери с надписью – «Отдел кадров» он остановился, наказал мне немного подождать и исчез за дверью. Через несколько минут дверь открылась и довольный Серёга, сделав галантный жест, пригласил меня в кабинет.

– Заходи, а я пошёл. Наверное, как раз моя очередь получать зарплату.

– Добрый день!

– Здравствуй! – сидящая за столом строгая женщина средних лет и комплекции, оторвалась от вороха бумаг. – Сергей мне тут за тебя походатайствовал, но вот проблемка. Все действующие бригады у нас укомплектованы, могу тебя только на новую точку определить, а это значит, что пока не смонтируете буровую и не начнёте давать метры, зарплата будет так себе. К тому же смотрю на тебя и не очень уверена – сможешь ли? Слишком уж у тебя вид интеллигентный. Ты когда-нибудь живую буровую-то в глаза видел?

Порывшись в детских воспоминаниях, я смутно припомнил, как дед на своей вахтовке нас однажды подвозил к какому-то грандиозному нагромождению металлических конструкций, но это были очень смутные воспоминания. Тем не менее, памятуя, что неуверенность в себе порождает уверенность в твоей неспособности в других ответил – Да, конечно! Дед у меня… – и тут же осёкся, вспомнив наставления дядьки.

– Что дед у тебя?

– Нет, нет. Ничего. Видел как-то раз.

– Ой, дружочек, что-то ты темнишь. Ну, да ладно. Давай свои документы. Определю тебя на «Слюсаревскую». С Сергеем вместе на монтаже будете, потом он перейдёт в свою бригаду, а ты останешься на этой точке. Трудовая есть?

– Нет, вот только паспорт и военный билет.

– Давай, будем оформляться.

Бронислава Николаевна, так её звали, взяла мои документы, по ходу дела задала пару вопросов. Через несколько минут моя трудовая книжка была готова и первой записью, кроме учёбы в техническом училище и службы в рядах СА, под синим штампиком «Объединение КрымГеология», Феодосийская геологоразведочная экспедиция глубокого бурения» в ней числилось – «Принят помощником бурильщика по 4 разряду экспедиционного и разведочного бурения скважин на нефть и газ».

– Каждый день в 7:00 от конторы отходит автобус. Смотри не опаздывай, ждать никто не будет. Возьми с собой робу и что-то поесть. Там пока кроме рабочих балков, площадки и котлованов ничего нет. В процессе монтажа обустроитесь, а забуритесь и вообще как на курорте будете. Если что, Сергей всё объяснит и в бригаде ребята хорошие, без помощи не оставят. Всё понял?

– Да. Спасибо огромное!

– Ладно, давай. У меня ещё работы валом.

– До свидания!

В приподнятом настроении я отправился к Бабушке, где во всех подробностях дядька изложил мне премудрости глубокого бурения и тщательно изобразил устройство буровой установки от кронблока до превентора, от трёхдизельного блока до насосной станции. Но теория – теорией, а вот встреча с объективной реальностью ожидала меня на следующий день.

©️ A.J.


Причём тут КГБ? Ну, если вы еще не догадались, узнаете об этом в продолжении, которое следует 🙂

Ашер Йосеф Черкаський

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *